Жители Торжка обеспокоены состоянием местного храма


22 октября 2020 10:18 / Общество

Источник фото: Фото: gorodtorzhok.ru

На данный момент храм открыт, но, увы, не для верующих, а для людей без определённого места жительства

Рядом с Воскресенским женским монастырем, в начале улицы Степана Разина, находится церковь Воздвижения Креста Господня – старинный православный храм, ведущий историю своего существования из далекого XVII столетия. 

На данный момент храм открыт, но, увы, не для верующих, а для людей без определённого места жительства. Внимание gorodtorzhok.ru на данную проблему обратила жительница Торжка Ирина. По известным нам данным, парадные двери храма были открыты ещё с 2017 года, правда, уже тогда стены святыни были исписаны вандалами, но ещё были целы стекла и большой деревянный щит закрывал вход в арочный проем, также ведущий внутрь. 

Сейчас храм находится в полном запустении, на стенах нет и следов фресок, лишь величественные колонны и лепнина на потолке напоминают о былом величии. Несмотря на нынешнюю заботу об историко-культурном наследии и сохранении архитектурных ценностей, в Торжке нашлись люди, которые  облюбовали храм для временного жилища. Увы, сделали они это из-за открытого доступа в  помещение. Непонятно почему выбрано именно это святое место, ведь на улице Степана Разина множество заброшенных домов, в которых также могли расположиться люди с пониженной социальной ответственностью. Стоит ли воспринимать это как намерение навредить религиозным чувствам верующих — вопрос. 

Подоконники храма используются как место для сна и приёма пищи, несмотря на абсолютную антисанитарную обстановку. Все оконные стекла в храме разбиты, внутри разбросан мусор. Жители города с большим пониманием относятся к ограниченным возможностям восстановления святынь, знают, что все делается совсем не быстро, но чтобы была возможность реконструкции, нужно не растерять то, что мы имеем сейчас. Неравнодушные граждане просят законсервировать храм, ограничив доступ внутрь всем, кто относится к этому месту не по-христиански. 

О храме, как о деревянном, с приделом великомученика Никиты Готского, упоминается в Писцовой книге Торжка за 1625 год. Согласно записям иеромонаха Илиодора, содержащимся в книге, в те времена церковь представляла собой типичный образец древнерусского храма «на клети» – четырехгранный объем из рубленых бревен под двускатной крышей с пристройками – притвором с трапезной с западной стороны и алтарем с восточной стороны. Воздвиженская церковь была выстроена на пожертвования посадских людей и считалась «мирским» строением.

Достоверно неизвестно, когда деревянный Крестовоздвиженский храм изветшал, но в 1750 году по благословению архиепископа Тверского Митрофана (Слотвинского) на средства прихожан – зажиточного и влиятельного заводовладельца и хлеботорговца Е. И. Морозова и других жертвователей храм отстроили в камне и освятили два его придела – главный (холодный) в честь Воздвижения Креста Господня и трапезный (теплый) – в честь св. равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.

До настоящего времени сохранились некоторые иконы, находившиеся в иконостасах храма. Царские врата главного иконостаса украшали иконы Господа Вседержителя и Пречистой Девы Марии, по обе стороны от них располагались иконы Всех Святых, Воздвижения Креста Господня, Тихвинской Божьей Матери и Покрова Ея. В приделе храма находились иконы деисусного ряда, образы равноапостольных Константина и Елены, списки с икон: Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», Николая Чудотворца, Смоленской иконы Божьей Матери, больших размеров икона Архистратига Михаила, поражающего копьем Змия. Особо почитался прихожанами образ преподобного Трифона Печенегского (Кольского), отец которого, согласно преданию, служил в Крестовоздвиженском храме священником, хотя достоверных данных об этом нет.

Спустя почти столетие, в 1842 году, церковь обновили, оградили каменным забором с кованой решеткой и освятили вновь. Торжественную литургию и чин освящения церкви отслужил архиепископ Тверской Григорий (Постников).

В храме находилась небольшая икона святого Трифона Кольского, просветителя Лопарей, принесенная одним прихожанином из обители преподобного Трифона. По преданию, Трифон был сыном священника этого храма. С ранних лет Трифон поселился среди лопарей на реке Печенге в Кольском уезде Архангельской губернии, изучил их язык. В 1542 году он был пострижен в монашество по благосповению новгородского архиепископа Макария и стал ревностно трудиться над обращением язычников в христианскую веру. Для новообращённых он построил церковь, а для любителей иноческого жития основал Печенгский монастырь "у холоднаго моря, у Мурманской границы". Царь Иоанн Грозный богато одарил обитель пр. Трифона. Просветитель лопарей скончался в глубокойс старости, прожив на Печенге около 60 лет. День кончины его 28 декабря 1583 года.

К сожалению, о церкви, ее внутреннем убранстве в документах сохранилось очень мало сведений. До настоящего времени дошли только метрики за 1727 год, исповедные за 1827 год и опись за 1847 год. Также известно, что к началу XX столетия неотъемлемой частью храма была каменная трехъярусная колокольня, церковные требы отправляли священник Николай Воронов и диакон – псаломщик Николай Любимов, а прихожанами были жители 86 дворов, количество которых на 1901 год составляло 560 человек обоих полов. В 1914 году причт храма состоял из священника Михаила Рязанцева и диакона – псаломщика Максима Козлова, на богослужения собирались 445 прихожан.

В ноябре 1929 года Крестовоздвиженскую церковь, как и другие храмы Торжка, закрыли, а приход разогнали. В советское время убраны главы, заложены некоторые окна. В помещении располагалось швейное производство. В настоящее время храм недействующий, лишившийся своей звонницы, в минувшем столетии приписан к Новоторжскому Борисоглебскому мужскому монастырю.



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Теги:

Также в новостях



Лента новостей