ВИЭМ попал на страницы международного Сборника научно-исследовательских, методических и творческих работ


28 мая 2020 11:53 / Общество

К публикации была выбрана творческая работа «Путешествие в Льногорск» – льняная сказка Торжка»

Всероссийский историко-этнографический музей принял участие в международном инновационном конкурсе «Моя Отчизна» с работой «В фокусе Добрынина» (кураторские экскурсии, автор — Неглядова Г. В., куратор — Зинатулин А. М.) и получил Диплом победителя 2 степени и право публикации в Сборнике научно-исследовательских, методических и творческих работ. 

По условиям проекта победители могут опубликовать на выбор любой информационный материал ВИЭМ. К публикации была выбрана творческая работа «Путешествие в Льногорск» – льняная сказка Торжка» (автор — Краснолуцкая Л. Е.). Комиссией организаторов проекта данная творческая работа была одобрена и принята с подтверждением.

Работа, представленная в Сборнике: 

«Путешествие в Льногорск» – льняная сказка Торжка»

Многие события, происходившие в российском государстве, были непосредственно связаны с древним Торжком. И сказка «Путешествие в Льногорск» – одна из тех захватывающих историй, которыми богат наш необыкновенный город.

Торжок расположен в центральной части льноводного Нечерноземья России, славившегося своими льнами с древних времен. Тверская область является зоной рискованного земледелия из-за своих климатических условий. Здесь преобладают дерново- подзолистые и серо-лесные почвы, обеднённые питательными элементами. И только льну «явно по нраву» пришлись такие условия.

Трудно растить лён, много сил, умения, знаний нужно, чтобы из него получилась готовая ткань. Долог льняной путь: это дорога от проросшего крошечного семечка до готового изделия. Но лён – основная культура Тверской области, гордость Торжка.

Краснолуцкая Любовь Ефимовна Тверская область. 

Почитают и прославляют это растение неслучайно: лён одевает, кормит, согревает, помогает! «Кто посеет лён, тот пожнёт золото» – гласит тверская пословица.

И в современном мире лён – это очень важная техническая культура комплексного использования, практическую ценность которой не могут заменить другие волокнистые растения. Льняное волокно отличается высокой прочностью, гигиеничностью и красотой, устойчивостью против гниения.

В XIX веке отношение тверских крестьян ко льну было особое, на протяжении многих поколений он был «спутником» женской судьбы. Заботливые женские руки пололи, дёргали, вязали, сушили, молотили, мочили, мяли, трепали, чесали, и, наконец, пряли и ткали лён. Поэтому он так часто упоминается в пословицах и поговорках, сказках и загадках. В его честь слагались и исполнялись хороводные песни.

В фондах Всероссийского историко-этнографического музея (ВИЭМ) собрана большая коллекция сельскохозяйственных орудий труда кон. XIX –нач. ХХ вв. Все работы по возделыванию льна в Тверской губернии выполнялись вручную или с помощью простейших приспособлений: сеяли из лукошка, обмолачивали вальками, чесали гребнями и т.д.

Сегодня и детей, и взрослых облик этих предметов удивляет. Необычные названия звучат незнакомо и даже вызывают улыбку. Так появилась идея музейной выставки «Путешествие в Льногорск», которая позволяет увидеть старинные орудия труда, рассказать о нелёгком крестьянском быте, почувствовать тяготы и радости выращивания льна. На выставке мы много играем, примеряя роли пахаря, сеятеля, пряхи, ткачихи. А читателей этой статьи приглашаем познакомиться со сказкой «Путешествие в Льногорск», главными персонажами которой стали орудия труда, необходимые для выращивания и обработки льна.

Каждый год ранней весной мы совершаем путешествие в загадочный, манящий своими тайнами и чудесами город – «Льногорск». Мы едем в предвкушении весёлых забав, неожиданных встреч и новых открытий. И первый, кто нам встречается прямо у городских ворот – несуразная дама Соха-рассоха. Вся изогнуто-каракалястая, но это только первое обманчивое впечатление. Характер у Сохи стальной! Язык острый, как бритва, чуть зазеваешься – поранит. Соха – древнее орудие пахоты. Её цель – взрыхлить почву, очистить землю от сорных трав, облегчить произрастание семян, сделать доступным влиянию света, воздуха и тепла верхний слой почвы.

Рядом с Сохой всегда «крутятся» её преданные и верные друзья: зубастая Борона Ивановна и тощие, как жердь, того и гляди переломятся, с маленькими деревянными зубками Грабли. Тоже острые на зуб товарищи: палец в рот не клади! Так и норовят «оттяпать».

После пахоты почва бороновалась (скородилась), чтобы очистить вспаханный слой от корней, разбить комья земли. Выровнять уже взрыхлённую землю помогали грабли, они же «закрывали» посеянные семена землёй.

А вот на горизонте показались Сеятель и щедрая, очень добрая тётушка Севалка. В руках сеятеля она щедро отдает свои запасы: направо и налево. Сегодня Севалка наполнена почти до краёв крошечными, весёлыми, блестящими на солнце ребятишками – Льносеменами. Они весело выпрыгивают из севалки прямо на свежевспаханное поле и прячутся в земле. Не успела Севалка оглянуться, а она уже совсем пуста – убежали все Льносемечки.

Вскоре семенам надоедает сидеть в укромном месте, и они начинают сначала робко, а затем дружно выбираться на поверхность земли, навстречу солнцу и ветру. Совсем ещё юные, неуверенные росточки очень быстро набирают силу и превращаются в прекрасных голубоглазых юношей. Горделиво стоят они дружной командой, позволяя любоваться собой каждому, проходящему мимо. Гордиться действительно есть чем. Увидев однажды это бескрайнее, голубое, колышущее на ветру «море льна», забыть его невозможно уже никогда.

Но юность скоротечна и наступает зрелость. Вместо цветов у Льна образуются зелёные головки – семенные коробочки. К концу августа коробочки побуреют – это значит, что семена созрели и Лён вступил в пору зрелости. Наступает брачный пир. На поле

453

приходят женщины, они жадно выдёргивают лён с корнем, чтобы ничего не осталось на поле, связывают его в снопы и ставят сушиться.

После просушки для Льна наступает непростая пора. Из красавца и гордеца он на некоторое время превращается в мученика. Страдания Льна начинаются с того, что его пытаются «обезглавить». Сначала ему отделяют семенные коробочки: либо руками, либо топча ногами. Или с помощью бандитов: тощих и злых Цепа и Лапы, а иногда с помощью изогнутого карлика Валька. Они разбивают семенные коробочки Льна, выпуская на волю семена. Если этих трёх бандитов мало, то к делу подключается неповоротливая бедолага Ступа, сама вечно битая и колочённая, и худосочный драчун-Пест.

Все до единого Семена будут собраны, никому не удастся спрятаться или отсидеться в семенной коробочке. Пережив отделение семенных коробочек, Лён уже ничего не боится, и он уже сам желает поскорее отдать льняные волокна. Но прежде старательно полежит две недели на влажном лугу в сентября-октябре.

После просушки Лён встречается с госпожой Льномялкой Щелевой. Однорукая Мялка не злыдня. Конечно, она и мнёт, и бьёт Лён, но по-доброму. Ну как без битья? Ведь нужно освободить нежное волокно от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность.

Иногда усилий Льномялки мало, и тогда, чтобы окончательно вышелушить кострику и отделить льноволокно, Лён начинают трепать. Тогда выскакивают, как чёртики из табакерки, танцоры – братья-Трепала, юркие и бойкие. Не уследишь за ними – так и мелькают, так и пляшут, выделывая невероятные кренделя. И все такие разные, совсем не похожие друг на друга: и клиновидные, и мечевидные, и даже лопатовидные. Натанцевавшись вдоволь, Трепала идут отдыхать, и тут неспешно появляется солидный господин – Большой Гребень. С собой он ведёт напарника – Маленький Гребень.

Осознавая всю важность процесса и своего участия в нём, Большой Гребень степенно садится и позволяет на свою зубастую лопасть прикрепить волокно Льна. Услужливый Малый Гребень приступает к своей работе: старательно расчёсывает, извлекает грубые волокна и оставляет тонкую высокосортную Кудель, пригодную для прядения.

У Большого и Малого гребней есть очень серьёзные соперники – Щеть Железная и крошечная Щеть Щетинная. Выполняют они те же самые операции чесания. В зубья Щети Железной помещают волокно льна, а Щетинной Щетью расчёсывают. Одним словом – конкуренты. Большой Гребень привычно ворчал: «Кто они такие, эти Щети? Презренный металл! Свиная щетина! Вот мы: ДЕ-РЕ-ВЯН-НЫЕ! Беленькие и чистенькие Гребни! Да мы просто красавчики!».

А это кто тут крутится? Изящное, юркое и верткое, весёлое и разухабистое – Веретено. Всё бы ему вертеться и кружиться, всё бы ему хороводится! В радостном кружении и пляске наматывается на веретено тонкая ровная нить, скрученная из льноволокна.

А в помощницах у Веретена находится самая красивая жительница Льногорска – волшебница Прялка. Сколько у неё обличий: то предстанет с вырезанным солярным (солнечным) кругом на теле, то с замысловатой резьбой, то с росписью, любовно выполненной женихом для своей невесты. Ведь прялки девушки получали в подарок от юношей, которые желали на них жениться.

Прекрасен хоровод прялок! Но живут в Льногорске и грустные одиночки. Познакомьтесь – Крючок для сучения веревок. Нет у него помощников, кроме натруженных женских ладоней. Они наматывают толстую и грубую верчь.

Веретено всегда задирает нос перед неповоротливым Крючком. Но у зазнайки также существуют конкуренты. Это степенные, очень уверенные в себе Сёстры-Самопрялки. Позвольте представить вам: вертикальная Самопрялка Стояк и горизонтальная Самопрялка Лежак. Как различить двух сестёр? Обратите внимание на расположение колеса и прядильного прибора. У вертикальной Прялки (Стояк) – прядильный прибор находится над колесом, а у горизонтальной Прялки (Лежак) – сбоку колеса. Вот и вся разница!

454

Весело жужжит колесо самопрялки, накручивая нить на катушку. И пока весёлое Веретено крутится волчком да танцует, серьёзные сестрицы Самопрялки вон уже сколько успели напрясть нитей – не догнать их никакому Веретену.

Напряденная на Веретено или на катушку Самопрялки госпожа Пряжа называется початком. Початки складывают в специальные коробы – Мычечницы, скромные и совершенно безмолвные. Учёт напряденных ниток производится мотками. Для этого с початков пряжа перематывается в моты. Для этой операции свои услуги предлагает целая орава приспособлений. Мастера лезут вперёд, отталкивая друг друга и распихивая локтями.

Вот появился и первый лидер в этой борьбе: Мотовило (кличка Талька). Тонкое и прямое, словно кол проглотило, с небольшой развилкой на одном конце и поперечником- рожком на другом. Господин Талька совсем не похож на победителя, но упрямый и обскакал всех.

Не отстает от победителя Тальки ещё одно мотовило – запыхавшийся, раздосадованный Баран. Уж очень ему обидно, что его обошли, ведь он умопомрачительный красавец! Разве можно его сравнить с этим тощим и примитивным господином? Убедитесь сами, какое сложное приспособление: подставка и поперечины на стойке, а вот ручка, приводящая это замысловатое сооружение в движение.

Грустные размышления Барана прерывает своим появлением ещё один житель Льногорска – Вороб. Как раз подошла его очередь действовать: подготовить долевые нити, которые натягиваются на строгий Ткацкий стан при подготовке к тканью. Ошибок тут быть не должно. У Ткацкого стана не забалуешь!

Вслед за Воробом прибежала суетливая Вьюшка. Она вечно спорит с Моталкой- Кроной. Принцип их действия одинаков, но они никак не могли примириться и решить, кто из них главнее! На них перематывают пряжу с мотов. Вместе они выглядят уморительно: совершенно тощая моталка Кроны и приземистая конструкция Вьюшки.

Длинная история получения нити из проросшего льносемени, в конце концов близится к своему завершению. Наконец-то появляется важное, не смотря на свой крошечный рост, Скально. С длинным тонким металлическим носом, на который время от времени надеваются Цевки – небольшие сквозные трубочки из тонкого стебля калины или бузины. На эти самые трубочки-цевки наматывают очень важную нить для утка (поперечные нити, которые переплетают нити основы в процессе работы на ткацком стане).

И вдруг! Кто этот важный господин? Мы даже боимся взглянуть на него, так он солиден и строг. Мы трепещем. Да, это Ткацкий стан своей собственной персоной. Полюбуйтесь на него. Какие у него большие рамы, на которых лежат две колоды с большими круглыми головами: задний навой и пришва (передний навой). На понёбнике поперёк лежат вершницы, на которые навешены с помощью веревок и деревянных блочковниты и бёрда с набилками. В нижней части Ткацкого стана лежат подножки.

На этом сооружении происходит таинство рождения ткани.

Затем льняное полотно стирали и отбеливали, после просушки – гладили. Сто лет назад в крестьянских домах ещё не было утюга, и полотно наматывали на Скалку. Клали скалку на стол и с помощью Рубеля прокатывали ткань, таким образом наши предки гладили.

Наше сказочное путешествие в Льногорск заканчивается. На окраине чудесного города мы проезжаем слободу Швеек. Здесь из льняной ткани создают всевозможные изделия: одежду, полотенца, скатерти, занавески и всё самое необходимое в каждом доме. Швея садится на донце швейки, на головку швейки набрасывает ткань и шьёт вручную.

Вот и подошла к финалу сказочная прогулка по выставке. Но осталась главная интрига – откуда взялось такое необычное название выдуманного города – «Льногорск»? Понятно, что – город Льна. Но кто и когда придумал такое имя?

Ответ мы получим, обратившись к судьбе Аркадия Васильевича Масленникова (1911– 1983). Наш земляк, уроженец города Торжка, фронтовик, талантливый учитель и педагог,

455

удивительный человек, проживший неординарную жизнь, отразившую все перипетии XX века.

Аркадий Масленников участник многих знаковых событий, происходивших в нашем городе. В составленной им своеобразной летописи жизни находим запись за 1929 год: «Участие в конкурсе на лучшее имя соцгороду льноводного центра /Боковиков –Льногорск, Воронин – Льноводск, я – Льноград/». В музее также хранится справка ЗАГСа 1933 года, которая фиксирует смену фамилии с Масленникова на Льноградский.

Давайте перенесёмся в Торжок конца 1920-х годов. В это время город становится центром льноводства: здесь был основан совхоз «Гигант» с огромной посевной базой льна, льноводный ВТУЗ (учебное техническое заведение), научно-исследовательский институт всесоюзного статуса.

Надо заметить, что учился Аркадий Масленников на «отлично», имел прекрасную память и большие способности. После окончания школы он поступил, пройдя огромный конкурс, в Торжокский педагогический техникум, где в 1929 году и произошла с ним невероятная история.

Передадим слово непосредственному участнику тех событий: «...На северной окраине города Торжка вдоль реки Тверцы на высоком берегу вырос социалистический город из деревянных двухэтажных жилых домов. Литературному кружку техникума было предложено придумать имя новому городу. Я придумал имя «Льноград», ещё два товарища предложили «Льногорск» и «Льноводск». Делегация профкома техникума поехала с этими предложениями к М. И. Калинину. По возвращении делегаты бросились ко мне с радостью: «Поздравляем! Михаил Иванович выбрал твоё название. Будет постановление ВЦИК».

Судя по свидетельствам жителей города, с комбинатом и посёлком при нём не получилось, возможно, в результате вредительства, поскольку появился жучок, который съел строения. Но остаётся фактом то, что Аркадий Масленников начал подписывать свои заметки в районной газете «Колхозник» псевдонимом «Льноградский».

Отец очень рассердился на Аркадия, за то, что он изменил свою родовую фамилию и стал Льноградским. Но тогда было модно менять фамилии (неблагозвучные, церковные и проч.). Интересно, что жена Аркадия Васильевича менять фамилию отказалась и до смерти в 2008 году носила фамилию «Масленникова».

Паспорт на имя А. В. Льноградского был выдан в 1933 году, вот так в Торжке и «родилась» звучная, красивая фамилия. А ещё один вариант названия города льна – Льногорск – живёт в музейной сказке ВИЭМ.

Кривуля Тат



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Теги:

Также в новостях



Лента новостей