Старицкий музей: история длиною в век


26 ноября 2020 10:30 / Общество

Статья посвящена истории Старицкого музея. М.В. Грачёва Старицкий краеведческий музей

В 2019 г. Старицкому музею исполнилось 100 лет. Государственный музей в г. Старица был открыт в 1919 г. в настоятельском корпусе Старицкого Успенского мужского монастыря. Основателем музея и его первым директором был внук знаменитого русского скульптора Петра Карловича Клодта – Евгений Александрович Клодт (1867–1934), художник, окончивший Москов- ское училище живописи, ваяния и зодчества. Клодт Е.А. приехал в Старицу в 1918 г. из Москвы (в Старицком уезде у Клодтов было имение Сущёво). 

В начале ХХ в. в Старице существовал частный музей. Он принадлежал краеведу, издателю и владельцу типографии Ивану Петровичу Крылову (1865/1866–1918), который в 1890-х гг. начал заниматься археологическими раскопками в городе и уезде. 

В 1903 г. в Твери проходил Второй областной археологический съезд, делегаты которого посетили Старицу 16 августа 1903 г. К их приезду в зда- нии духовного училища была устроена небольшая выставка, где были пред- ставлены предметы, найденные при археологических раскопках в Старице3. После этих событий И.П. Крылов начал собирать древности. Именно после выставки у него зародилась мысль о создании своего музея. Крылов писал: «Мысль о создании своего Старицкого музея должна придти каждому чело- веку, мало-мальски любящему свою родину и её историю... По всей Тверской губернии Старица является самою богатою местностью музейными древностями, которыми, так сказать, напитана Старицкая земля, особенно Старое и Новое городища. Музеи Тверской и Ржевский Симсона почти на

 половину предметов имеют из города Старицы. Кроме того, Старицких ве- щей много имеют столичные и заграничные музеи, а также и коллекционеры. Нельзя не удивляться тому обстоятельству, что город и земство до сих пор не устроили местного музея, давая возможность скупщикам увозить древности за бесценок». 

Исторический музей Крылова располагался в холодной комнате на третьем этаже его собственного дома на Широкой улице. Все экспонаты музея были найдены в Старице и её окрестностях. Размещались они в девяти витринах. В первой витрине хранились оклады от евангелий, складни, образки, нательные кресты – всего 100 предметов. Во второй витрине – наконечники копий, стрел, ножи и другие орудия; украшения: подвески, серьги, кольца и т.п.; палеонтологические материалы: окаменелости, раковины и т.д. В третьей – около 500 медных и серебряных монет. В четвертой и пятой витринах были размещены печатные издания, около 100 экземпляров. В шестой витрине находились рукописи второй половины XVIII в. В седьмой и восьмой витринах были помещены орудия каменного века, найденные на берегу реки Волги у деревень Калошино, Щапово, Холохольня, Чукавино, Козлово и в районе города Старицы.

В девятой витрине хранились предметы, найденные при раскопках курганов: черепа, ножи, ткани, украшения и др. На столах были разложены окаменелости и минералы: губки, горный хрусталь, железная руда, а также бивень мамонта и обломок рога мускусного быка, найденные на реке Шоше. Около девятой витрины находились изразцы, терракотовые и половые плит- ки, найденные в 1903 г. на территории Старицкого городища при раскопках собора Михаила Архангела и Борисоглебского собора. На стенах было развешено около 50 картин и гравюр. 

Мечта И.П. Крылова об открытии городского музея осуществилась только в 1919 г., когда при отделе народного образования (далее – ОНО) Старицкого уездного Совета крестьянских и рабочих депутатов был учреждён подотдел по делам музеев, охране памятников старины и искусства. Заведующим подотделом был назначен Евгений Александрович Клодт.

Переписка отдела народного образования Старицкого уездного Совета крестьянских и рабочих депутатов и Тверского губернского отдела народного образования, подотдела по делам музеев и охраны памятников старины и искусства свидетельствует: «18 января 1919 года. В ответ на Ваше отношение от 13 января с. г. за No 668 Старицкий Уездный отдел Народного образования имеет сообщить следующее: на основании отношения Тверского губернского отдела народного образования от 21 декабря 1918 года за No 5635 постановлением коллегии отдела от 4 января 1919 года при отделе учреждён подотдел по делам музеев, охране памятников старины и искусства. Заведование подотделом поручено специалисту по прикладному искусству гр. Е.А. Клодту, который в настоящее время занят организацией музея. Более работников в подотделе пока нет, потому что в распоряжении отдела нет в настоящее время кредита на содержание вновь организованного подотдела». 

Работа Е.А. Клодта заключалась в многочисленных командировках по Старицкому уезду, составлении описей имущества дворянских имений, пере- возке его в музей и организации сохранности ценностей.

4 марта 1919 г. заведующий подотделом Е.А. Клодт сообщает в подотдел музеев и охране памятников старины и искусства при Тверском губернском отделе народного образования: «Ответ на Ваш циркуляр от 24 января 1919 г. за No 976 сообщаю сведения по Старицкому уезду: Музея пока нет, но организуется из собираемых предметов старины и искусства, как в городе, так и в уезде. Собираемые вещи находятся частью при подотделе, частью же на местах, опечатанные и сданные на хранение бывших владельцев, т. к. пока не имеется специального помещения для музея. Характер коллекций, имею- щихся в виду подотдела археологически-исторический. Библиотеку предполагается иметь из книг по вопросам искусства, археологии, истории и старых изданий, имеющих интерес как старины». 

10 апреля 1919 г. Е.А. Клодт пишет в Тверской подотдел следующее: «...Городского музея пока нет, а есть маленький частный музей, принадле- жавший гражданину Старицы (ныне умершему). Музей этот принят на учёт и послужит основанием городского музея, в котором есть неотложная потребность как в образовательном средстве. Приложена опись музея гражданина Крылова, произведённая 6 апреля 1919 года – 43 наименования, 647 предметов». 

Основными источниками поступлений предметов старины в Старицкий музей были: частный музей жителя Старицы И.П. Крылова; национализированные имения старицких дворян – Глинкино, Валентиновка, Зелино, Ладьино, Красное, Нестерово, Панафидино, Чукавино; национализированные дома в Старице; ризницы церквей, соборов и монастырей; частные коллекции жи- телей города.

Точная дата открытия музея неизвестна. В архивных документах указана лишь дата передачи под музей здания настоятельского корпуса – 11 июня. На заседании Старицкого УИКа 11 июня 1919 г. постановили «Здание монастыря, значащееся в описи под No 1, занять под музей». 

Старицкий музей несколько раз менял своё название: в 1921 г. – Старицкий художественно-исторический музей, в 1922 г. – Старицкое отделение Тверского историко-археологического музея, в 1930 г. – Старицкий музей местного края, в 1937 г. – Старицкий краеведческий музей.

В середине 1920-х гг. известный историк и искусствовед Алексей Ни- колаевич Греч посетил Старицу. В своей работе «Венок усадьбам» Греч упоминает и Старицкий музей: «Историко-художественные ценности частью вывезены, частью сосредоточены в бывших архимандритских покоях. Здесь в музее – прекрасные иконы, шитье и утварь из монастырской ризницы, частично связанные с именем патриарха Иова, жившего в монастыре, археологические находки, монеты Старицкого княжества и арабские деньги, свидетельствующие о когда-то доходивших сюда торговых путях, костюмы и ткани, и среди них очаровательный портрет старицкой купчихи – молодое лицо в богатом окружении своеобразного наряда. В других комнатах, занятых музеем, – мебель, фарфор, гравюры, картины, вывезенные из окрестных имений. Случайно, верно, сюда попала небольшая, с исключительным мастер- ством написанная композиция кого-то из поздних венецианцев, близких к Тьеполо, и, несколько помнится, подписной русский жанр неведомого мастера, предвосхищающего подобные работы Тропинина. В одной из комнат – десяток портретных холстов, большей частью принадлежащих кисти одного и того же, несомненно доморощенного художника, несколько портретов семьи Чаплиных, вывезенных из неподалеку находящегося, ниже по Волге имения «Холохольня». Библиотека, составившаяся также из усадебных поступлений, находится в нижнем этаже бывших покоев архимандрита. Исключительный интерес представляют здесь частично автографированные масонские книги, русские и иностранные, составлявшие библиотеку Лабзина, известного мистика Александровских времен». 

В 1922 г. в Старицком музее были отделы: художественный, церковно- исторический, историко-археологический, местного края, кабинет гравюр. В коллекции музея имелись экспонаты, представляющие большую художественную и историческую ценность. Среди них плащаница, вышитая в 1543 г. первой женой царя Ивана IV Грозного Анастасией Романовной Захарьиной, палица, посох, напрестольный крест, саккос первого русского патриарха Иова, митра архимандрита Дионисия, настоятеля Троице-Сергиевой Лавры, иконы XVI–XVII вв., произведения русских живописцев: Айвазовского, Боровиковского, Кипренского, Репина, Семирадского и др.; полотна западноевропейских мастеров – голландских, итальянских, французских художников.

В отчете заведующего Старицким художественно-историческим музеем Ф.И. Бачурина за 1927–1928 гг. значится: «1) Музей имеет наименование Старицкого отделения Тверского государственного музея: адрес музея: город Старица, Тверской губернии б. Успенский монастырь. 2) Основан в 1919 году. 3) Находится в ведении Главнауки. 4) Состоит из 5 отделов. I. Художе- ственно-исторический отдел имеет около 281 картины разных времен, начи- ная ХVI в. с п/отделом гравюр. II. Историко-археологический отдел имеет до 250 предметов – старинное холодное и огнестрельное оружие, предметы из раскопок Старицкого городища, курганов, орудия и оружие каменного века, окаменелости с берегов рек. III. Естественно-исторический отдел – 37 пред- метов: чучела зверей, птиц, жвачных животных и т.д. IV. Церковно- исторический отдел имеет до 250 предметов: иконы древних времен, облачение патриарха Иова, его посох, старинные писаные пером книги, сосуды, церковная утварь ажурной работы, древние серебряные кресты и т.д. V. Предметы отдела быта находятся по разным комнатам музея. Библиотека музея состоит из старинных книг главным образом на иностранных языках. Имеет около 2888 названий. Архива нет»1. 

В «Кратком описании Старицкого музея», изданном в 1930 г. Д.А. Цветковым, директором Старицкого музея, содержится информация о коллекциях фарфора, мебели, гравюр, документов XVIII–XIX вв.13 Была собрана большая коллекция монет, редчайшая коллекция оружия – от каменно- го века до начала XX в. Много ценных экспонатов поступило из имения По- ликарповых «Панафидино».

В докладной Е.А. Клодта в Губернский подотдел от 4 июля 1920 г. говорится (орфография автора сохранена): «В Старицком музее находятся сле- дующие художественно-исторические ценности, взятые из имения «Панафи- дино» Старицкого уезда Тверской губернии. Старинное оружие от 14 до 19 столетия: ружьё кремнёвое с золотой насечкой с кораллами и бирюзой; ружьё длинное кремнёвое ложа карельской берёзы. Ружьё маленькое с золотой насечкой кремнёвое; ружьё кремнёвое с медной отделкой, кремнёвое простое; две сабли кривых в металлических ножнах, украшенные орнаментом и камнями. Пистолеты кремнёвые в серебряной оправе 4 шт., один пистолет капсюльный (без курка), пистолеты кремнёвые простые 2 шт., кинжал ручка слоновой кости с кораллами (восточный), сбруя конская верховая бел. металла с бирюзой; сбруя верховая золочёная, уздечка вязаная с кистями; колчан и стрелы. Гравюры: сцены из персидских войн Александра Македонского 7 шт. Портреты: Петра 1-ого масло, Короля польского Станислава мас- ло, фамильные портреты масл. крас. 15-ть штук. Картины: «Блудный сын» масл. краск. ав. неизвест. Размер высота 135 1⁄2 сант. ширина 94 1⁄2 с. Разные вещи: два стула и столик круглый (чёрный лак с инкрустацией времён Екатерины II), столик на одной ножке времён Николая I и II таблицы медалей (слепки, олово), часы каминные (чёрное дерево с бронзой), часы золочёной бронзы (стиль – ампир), часы красного дерева стоячие (попорчены). Стол красного дерева на одной ножке (резной), лев резан. из дерева (копия). Фарфор: чайный сервиз синий с золотом фабрики Корниловых, чашки разных марок 7 шт., чашка китайская, мисочка с крышкой (саксонская), сахарница с крышкой (саксонская). Книги: книги находятся в имении в шкафах опечатанные сотрудником подотдела, и вывозы не пригодны, т. к. слишком дорого стоят перевозка и упаковка». 

Краевед Д.А. Цветков в книге «Старица и окрестности» пишет: «Старицкий музей был широко известен и значился в лейпцигском справочнике «Музеи мира». Некоторая часть экспонатов музея перешла в 1930-е годы об- ластному и столичным музеям». В 1937 г. 35 экспонатов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства были переданы в Калининскую об- ластную картинную галерею. В 1927 и 1936 гг. предпринимались попытки закрыть Старицкий музей из-за снятия его с государственного бюджета. Од- нако, принимая во внимание культурно-просветительное и воспитательное значение музея, а также то, что Старица является древним городом, было принято решение Старицкого Уисполкома сохранить музей и содержать его за счет местного бюджета. В ГАТО находятся документы, подтверждающие вышеизложенные факты. 

Перед Великой Отечественной войной в Старицком музее находилось много ценных экспонатов, в том числе живописи и графики. Старица была оккупирована немецко-фашистскими войсками 12 октября 1941 г. и осво- бождена в ночь на 1 января 1942 г. На территории Успенского монастыря, где располагался музей, во время оккупации находилась немецкая часть. Музей был полностью разграблен немцами и местными жителями. Многие уникальные экспонаты музея были безвозвратно утрачены. В докладной заведующего Старицким районного ОНО на имя заведующего Калининским областным музеем от 9 марта 1942 г.: «Старицкий Районо сообщает, что районный городской музей, находившийся в гор. Старице полуразрушен. Все без исключения ценности и экспонаты из музея немцами вывезены, а частью растащены населением. При осмотре музея 25 февраля в стенах его из экспо- натов и ценностей ничего не обнаружено. Степень разрушения музея: верхний этаж – выломаны все рамы, двери, перегородки, разрушены печи. Нижний этаж был приспособлен вандалами под конюшню, а затем полуразрушен. Снимков представить нет возможности, находившийся рядом с музеем Успенский монастырь И. Грозного, как памятник старины полуразрушен. В данное время нами подбирается руководитель музея и будет составлен по- дробный акт. По выполнении данной работы акт будет вам выслан». 

В Акте о причинённых разрушениях немецко-фашистскими захватчиками Старицкому музею, хранящемся в Тверском государственном объеди- ненном музее (ТГОМ), говорится: «Весь музей оставался не эвакуирован, при воздушных налётах 12-го октября 1941 г. немецкой авиации музей подвергся частичного разрушения, двери были сорваны с места, стёкла все выбило, крыша частью сорвана и за период немецкой оккупации художественные экспонаты музея полностью разграблены...Стоимость уничтоженного, разрушенного, разграбленного и повреждённого имущества в денежном выражении составляет 2 204 479 рублей». 

На основании этих документов директор Калининского областного му- зея докладывает в Москву в Управление Политпросвета начальнику музей- ного отдела А.Д. Малиновскому: «Настоящим сообщаю, что по сведениям полученным от зав. Старицким РОНО Старицкий музей разрушен. Все без исключения ценности и экспонаты музей немцами вывезены, а частью растащены». 

Позднее, в 1942–1943 гг., некоторые экспонаты музея были найдены в мусоре на территории музея, в соседнем овраге, в домах жителей города Старицы, о чём свидетельствуют записи из инвентарной книги Старицкого музея за 1942–1954 гг.21 Например, медведь-муравьед (чучело) был найден в мусо- ре 7 июля 1942 г., списан по ветхости, так как для экспозиции был непригоден. Портрет профессора медицины М.Я. Мудрова был найден 9 июля 1942 г. в мусоре во дворе музея; портрет молодой дамы работы неизвестного художника был найден 10 мая 1943 г. на Пролетарской улице в доме Водовозова. Практически все найденные экспонаты были сильно повреждены и списаны по актам. В 1943 г. собрание музея составило 150 единиц хранения, из них 100 были выставлены в экспозиции. Это были частично сохранившиеся и вновь собранные сотрудниками музея экспонаты. После освобождения Старицы от немецко-фашистских захватчиков работники музея занялись сбором материалов по истории Великой Отечественной войны, и к маю 1943 г. было собрано 27 единиц документов. Был оформлен альбом «Зверства фашистов в г. Старица и Старицком районе», в работе над кото- рым приняли участие школьники. В 1943 г. музей посетило 650 человек. 

В 1954 г. Старицкий музей решением Исполкома Старицкого района был закрыт. Согласно описи экспонатов, предметы из Старицкого музея по- ступили в Калининский областной краеведческий музей и Калининскую областную картинную галерею.

31 мая 1975 г. в Старице в здании Введенской церкви с трапезной (вто- рая половина XVI в.), расположенной на территории Старицкого Успенского монастыря, был открыт Старицкий архитектурно-художественный и архео- логический музей – филиал Калининского краеведческого музея, ныне филиал ТГОМ. 19 декабря 1979 г. была открыта экспозиция «Древнейшая история Калининской области в археологических раскопках» (автор – И.Г. Портнягин), в мае 1980 г. – выставка «Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье и тверской народный костюм» (автор Г.Л. Маковская). Художниками- оформителями и экспозиции и выставки стали А.И. Бобров, Г.Н. Ореликов, И.С. Суриков, Л.В. Фадеев. В 1997–1998 гг. в музее открылась краеведческая экспозиция. Её авторами стали сотрудники ТГОМ – Т.В. Черных, С.А. Герасимова, А.П. Райкова, Е.А. Полозова; художники В.Н. Васильев и А.А. Садков. С открытием краеведческой экспозиции музей стал называться краеведческим.

Почти 40 лет, с 1976 по 2015 г., заведующей Старицким музеем была Ольга Васильевна Мудрова, заслуженный работник культуры России (1998 г.).

В конце 2008 г. музей переехал специально построенное для него зда- ние. Введенская же церковь была возвращена Тверской епархии. 19 февраля 2009 г. музей распахнул свои двери для посетителей торжественным открытием выставки «Лицевое и золотное шитье Тверской земли» из фондов ТГОМ.

На первом этаже нового здания музея расположены выставочные залы и конференц-зал, на втором – экспозиция «Старицкий край с XVI века по 1960-е годы», помещения для проведения мастер-классов и фондохранилище. Жизнь музея продолжается. 

Информация из третьего выпуска сборника научных статей «Культурное наследие русской провинции».



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Теги:

Также в новостях



Лента новостей