В Торжке отметили день памяти обретения мощей благоверной княгини Иулиании Новоторжской

В Торжке отметили день памяти обретения мощей благоверной княгини Иулиании Новоторжской


19 июня 2022 12:20 / Общество

История княгини, одной из покровительниц Торжка

Историю святой рассказали в Борисоглебском монастыре:

Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец «...бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия». Произошло это в 1406 г.

Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым.

Весной 1407 г. больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини, и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой.

В 1598 г. один диакон после сорокадневной молитвы и поста решил тайно открыть ее могилу. Но из гробницы вырвался огонь и ожег его лицо, так что долгое время провел он в тяжелой болезни. Голос сказал ему при этом: «Не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией!» Через два месяца диакон получил исцеление от ожога после молитв у гробницы мученицы. Святая Иулиания наказывает согрешившего, но и исцеляет от болезни после раскаяния.

В 1815 г. разбирали старый Преображенский собор, и стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. в соборе был устроен придел в честь святой княгини. Драгоценная рака с мощами ее пребывала в новом Преображенском соборе. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.

Версии о факте обретения мощей рознятся. В сети интернет мы нашли ещё одну версию, от экскурсовода и автор книг о Торжке Нины Лопатиной:

ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ СВ, ИУЛИАНИИ ВЯЗЕМСКОЙ И НОВОТОРЖСКОЙ 

Автор текста: Н. А. Лопатина. 

В конце марта 1815 г., «при разрытии» старого собора был обнаружен каменный гроб. Об этом событии в рапортах новоторжского городничего Ивана Евграфовича Вельяшева тверскому гражданскому губернатору от 1 и 3 апреля 1815 г. сообщалось, что этот гроб был обнаружен «в недальнем расстоянии, где находилась рака св. мученицы княгини Ульянии». 31 марта в 2 часа ночи по приглашению архимандрита Никанора на место разрытия прибыл городничий, после этого гроб открыли и после осмотра был составлен акт следующего содержания: «найден остов человеческий, завернутый в саван, но каковой материи оный был, распознать никак нельзя было, хотя и не был предан совершенному истлению, также и венец на голове; впрочем, остов сей никакой оболочки на себе не имел, а оставались одни кости в целости, опричь костей от рук, которые все развалились внутрь груди, от коей ребра все были внаружи; равным образом и от ног пядени все кости рассыпаны лежали внутри сего гроба. На голове волос не имелось. Открытие сего гроба в гражданах города мне вверенного спокойствие не нарушило, окромя того, [что] идут об оном разные толки более от безпримернаго желания иметь вышнюю благодать над их городом. По сему самому архимандрит и предложил приказать зарыть оный гроб опять в землю без всякой церемонии всяким скромным образом». Как видим, архимандрит Никанор был осторожен в своих выводах: после осмотра гроба он не стал утверждать, что найдено было захоронение княгини Иулиании Вяземской, но отметил, что по городу распространились «разные толки» о том, что нашли именно её останки. 

Спустя два месяца архимандрит Никанор изменил своё мнение. В июне 1815 г. в рапорте Тверскому архиепископу он сообщал о том, что гроб вновь выкопан, покрыт шёлковым саваном, устроена часовня св. Иулиании под собором, она закрыта. 

О дальнейшей судьбе этого захоронения было рассказано спустя сто лет в «Тверских епархиальных ведомостях» за 1915 год (№ 27. 6 июля): «Но так как это место приходилось именно там, где по распланированию должна была быть южная стена собора, и при копании для этой стены рва гроб был опять обнаружен, то за невозможностью перенести его куда-нибудь далее, по неотступной просьбе граждан и потому, что сей гроб находился несколько столетий внутри прежнего собора, сделан был для гроба при той южной стене внутри же имевшего быть собора каменный склеп, в который и был переставлен гроб и закладен наглухо. В таком склепе каменный гроб с честными останками благоверной княгини Иулиании находился до 1820 года, как говорит местное предание, высокопреосвященный Филарет, бывший тогда архиепископом тверским и кашинским, и впоследствии знаменитым митрополитом Московским, благословил сделать из собора ход в этот склеп, устроить там часовню; при этом самый гроб был вынут из земли, обложен досчатым окладом, утверждённым на четырёх деревянных столбах, на которых утверждена была досчатая же сень, а поверх гробницы для прикладывания молящимся возложена была во всю длину гробницы икона св. благоверной княгини Иулиании. Через это открылась возможность многим верующим помолиться у гроба св. благоверной княгини и приложиться к св. иконе её». 

В 1874 году была устроена новая металлическая позлащённая рака, на которую бал поставлен гроб с мощами св. Иулиании. Н а западной стороне раки по златописному фону была выбита следующая надпись: «святая благоверная княгиня Иулиания, супруга князя вяземского Симеона Мстиславича, за целомудрие пострадала и с супругом своим в лето 1406. Год же, в коем Ея честные мощи обретены, в лето 1815 апреля 1 дня; и поставиша зде празднование Ея июня 2-го дня». 

О дальнейшей судьбе мощей св. Иулиании Вяземской и Новоторжской известно, что в 1933 году они находились в Николо-Пустынской церкви. В то время настоятелем этой церкви бал священник Александр Вершинский. В этот храм он перешёл после закрытия в 1931 году Спасо-Преображенского собора. В 1937 году Александр Вершинский уехал из Торжка, так как Николо-Пустынскую церковь захватили обновленцы. В 1940 году храм взорвали, что стало с мощами св. Иулиании мы не знаем.



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Теги:

Также в новостях



Лента новостей
Новости СМИ2