На фасаде храма Архангела Михаила в Торжке установили иконы новомучеников

На фасаде храма Архангела Михаила в Торжке установили иконы новомучеников


13 мая 2022 13:17 / Общество

Источник фото: Тверская Епархия

Иконы для храма написал заслуженный художник Российский Федерации Александр Михайлович Набиулин

10 мая на западный фасад храма в честь Архангела Михаила в Торжке были установлены иконы священномучеников Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, и протоиерея Александра Вершинского, мучеников Павла Кузовкова и Николая Копнинского.

Иконы для храма написал заслуженный художник Российский Федерации Александр Михайлович Набиулин. Они исполнены на медных листах, что делает их устойчивыми к погодным явлениям и позволяет разместить на улице.

Благочинный Торжокского округа, настоятель Михайловского храма протоиерей Николай Алексеев совершил чин освящения икон. Вместе с работниками и прихожанами храма за богослужением молился и художник А.М. Набиулин. По завершении службы все желающие смогли поклониться святым образам новомучеников, после чего иконы были установлены на фасад храма.

Новомученики, чьи образы ныне украшают фасад Михайловского храма, связаны с Новоторжской землей: здесь они несли свой молитвенный подвиг, боролись за сохранение и единство Церкви.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПЕТР (ЗВЕРЕВ), АРХИЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ

17 июня — Обре́тение мощей

22 августа — Собор Соловецких святых

4 сентября (переходящая) — Собор Московских святых

11 сентября (переходящая) — Собор Нижегородских святых

17 сентября — Собор Воронежских святых

23 сентября — Собор Липецких святых

1 ноября — Собор святых Архангельской митрополии

5 февраля (переходящая) — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

7 февраля

Священномученик Пётр (в миру Зверев Василий Константинович), архиепископ Воронежский, родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея. После обучения на историко-филологическом факультете Московского Императорского университета Василий поступил в Казанскую духовную академию, где за два года до окончания курса (в 1900 году) принял монашеский постриг с именем Пётр.

По окончании Академии иеромонах Пётр преподавал в Орловской духовной семинарии, а затем исполнял должность епархиального миссионера при Московском епархиальном доме.

С 1907 года он получает назначение на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а с 1909 по 1917 год является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белёве Тульской епархии, в сане архимандрита. В это время он часто посещает расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Служения отца Петра очень любили местные крестьяне, поскольку отец Пётр, часто служа в их селах, отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Пётр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Ивановну. Она и подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение, которое хранил на собственное погребение. Во время Первой мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Сам же настоятель в 1916 году служил священником в действующей армии.

После февральского переворота отец Пётр назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Жёлтикова монастыря. И уже в 1918 году в Твери он подвергается кратковременному аресту.

2 (15) февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Пётр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии владыка Пётр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввел строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда владыка привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе. Акафистов за всенощной он никогда не читал, но требовал, чтобы вычитывались все кафизмы. Сокращений он не допускал ни при служении панихид, ни при отпеваниях. Порой владыка с грустью говорил: «Кто отслужит по мне такую панихиду?» А келейнику так говорил: «Во всём твой Пётр грешен, только устава никогда не нарушал».

В Печерском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Эта слава не понравилась правящему архиепископу Нижегородскому Евдокиму (впоследствии отпавшему в обновленческий раскол). И вскоре владыка был переведен в Канавино, за Оку. Там в мае 1921 года его арестовали во второй раз. Рабочие местных заводов по поводу ареста любимого архипастыря устроили трехдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву.

С декабря он находился в заточении в московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. «Я хотел бы открыть им и показать свое сердце, как страдания очищают душу».

С Лубянки владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда — в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели.

В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Там владыка Пётр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы. В декабре владыка был освобожден и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Вскоре святитель вновь был арестован за выпущенное им обращение к тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву. На допросах он показал, что признаёт Патриарха Тихона главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета ВЦУ не подчиняется. В марте 1923 года святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в Кызыл-Орду. Жил он в тяжелых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов.

Летом 1923 года был освобожден из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Пётр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву.

30 марта 1925 года он подписал акт о восприятии священномучеником митрополитом Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя.

В июле 1925 года владыку направили в Воронеж для помощи престарелому митрополиту Владимиру (Шимкевичу). После его кончины владыка Пётр в 1926 году был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Храмы, где владыка служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Он не любил партесного пения: у него пела вся церковь. Народ шел к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными.

При владыке началось массовое возвращение из обновленчества. Возвращавшихся священнослужителей он принимал в Православие через всенародное покаяние. Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали массовые протесты. Когда владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или ГПУ, то по 300 человек мирян сопровождали его, требуя освобождения святителя. В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV партконференции.

Рассказывали, какое впечатление производил владыка на служащих ГПУ. Входя в комнату следователя, он оглядывался, как бы ища икону. Но не найдя таковой, он крестился на правый угол, делая поясной поклон, и тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы.

Однако властям удалось в ноябре 1926 года арестовать святителя. Его немедленно вывезли из Воронежа и постановлением ОГПУ от 27 марта 1927 года осудили на 10 лет лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти».

Поздней осенью священномученик после тюрьмы, этапов и Кемского пересыльного лагеря оказался на Соловках. Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) владыка Пётр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Там он возглавляет тайные богослужения, а после того, как был отобран антиминс, службы совершались на груди у владыки. Нравственная высота святителя была такова, что даже с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамением. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Пётр медленно шествовал мимо смущенного начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. После того как властям стало известно, что он отпел умершую на Соловках «белую» уборщицу Императрицы Александры Феодоровны Валентину Карловну (по другим сведениям, это случилось после того, как он крестил в Святом озере заключенную эстонку), святитель с зимы 1928 года был отослан на остров Анзер «в уединенное и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал акафист преподобному Герману Соловецкому.

В конце 1928 года святитель Пётр заболел тифом и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер. Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но владыка был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну в день кончины святителя пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

25 января (7 февраля н.ст.) 1929 года священномученик Пётр скончался. Первоначально владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а владыка лежит… в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный».

После облачения в архиерейские одежды духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря церкви в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели владыку, всех благословившего.

17 июня 1999 года святые мощи священномученика Петра были обретены и сейчас пребывают в соборе Соловецкого монастыря.

Канонизирован как местночтимый святой Воронежской епархии в 1999 году.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

***

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ВЕРШИНСКИЙ

21 мая (переходящая) — Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

8 декабря

Священномученик Александр Вершинский родился 6 марта 1873 года в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье диакона Андрея Вершинского.

Отец Александр начал служить в храме пророка Божия Илии 10 декабря 1901 года, сменив на этом приходе своего тестя, священника Михаила Никольского, отошедшего ко Господу 3 декабря того же года. Здесь свое пастырское служение он нес до дня закрытия храма воинствующими безбожниками в 1927 году. До революции священник Александр Вершинский был в Торжке законоучителем в училище Министерства просвещения (с 1902 по 1917 год).

«При наступлении гонений на Русскую Православную Церковь отец Александр нисколько не усомнился в выбранном им пути служения Богу и, обладая большим авторитетом среди духовенства и верующих, был в 1923 году избран ими первым благочинным 1-го округа Тверского уезда и затем утвержден в этой должности епархиальным архиереем. В том же году он был назначен благочинным Борисоглебского монастыря в Торжке», — читаем в жизнеописании священномученика, изложенном игуменом Дамаскиным (Орловским).

После закрытия Ильинской церкви архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) назначил отца Александра настоятелем Спасо-Преображенского собора в Торжке и благословил общину Ильинского храма последовать за своим пастырем. Собор был закрыт в 1931 году, а отец Александр переведен в Николо-Пустынскую церковь. В марте 1937 года этот храм при активной поддержке властей был захвачен обновленцами.

Почти сразу отец Александр покинул Торжок, он начал свое служение на новом месте — в Смоленском храме поселка Ивантеевка Пушкинского района Московской области. Арест последовал 21 ноября того же года. Священник Александр Вершинский, председатель церковного совета Павел Кузовков и член церковного совета Николай Копнинский были заключены в Таганскую тюрьму в Москве.

Следствие и исполнение приговора поражают своей стремительностью: 21 ноября — арест, 25 ноября для дачи показаний вызван дьякон Якиманский; уже 1 декабря тройка НКВД вынесла приговор — расстрел — Александру Вершинскому и Павлу Кузовкову; через неделю, 8 декабря, приговор приведен в исполнение. Священник Александр Вершинский и Павел Кузовков погребены в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Николай Копнинский через несколько месяцев скончался в лагере в Кемеровской области.

Протоиерей Александр Вершинский был последним настоятелем Спасо-Преображенского собора в Торжке перед его закрытием богоборцами. Начиная с XIV века в этом храме хранились мощи святой благоверной Иулиании Новоторжской. При отце Александре они были перенесены в Николо-Пустынскую церковь. Впоследствии этот храм был взорван, а мощи святой княгини Иулиании утеряны. По одной из легенд, Александр Вершинский сохранил мощи святой благоверной Иулиании, скрыв их в надежном месте. По другой версии, храм был взорван вместе со святыми мощами. Тем не менее православные верят: если Спасо-Преображенский собор возродится в былом великолепии, мощи святой Иулиании по молитвам будут явлены миру.

***

МУЧЕНИК ПАВЕЛ КУЗОВКОВ

21 мая (переходящая) — Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

8 декабря

Мученик Павел родился 15 июня 1875 года в селе Ивантеевка Московской губернии в семье рабочего Василия Кузовкова. Окончил сельскую школу. В 1887 году поступил на фабрику и работал на подсобных работах, а затем, став квалифицированным рабочим, проработал на фабрике до 1904 года. С 1904 по 1906 год он работал на вагоноремонтном заводе. С 1907 по 1932 год Павел Васильевич работал сукновалом на фабрике Лыжина. С 1932 года и по день ареста работал дежурным на водонасосной станции. 1 января 1937 года Павел Васильевич был избран председателем церковного совета храма Смоленской иконы Божией Матери. Арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Расстрелян 8 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

***

МУЧЕНИК НИКОЛАЙ КОПНИНСКИЙ

5 февраля (переходящая) — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

8 декабря

Мученик Николай родился 20 ноября 1876 года в селе Ивантеевка Московской губернии в семье рабочего Ивана Копнинского. В 1888 году окончил сельскую школу и поступил на работу в контору к фабриканту Лыжину, где проработал до 1899 года, когда был призван в армию. В армии он прослужил четыре года, сначала рядовым, а затем писарем 13-го пехотного Белозерского полка, квартировавшего в Польском городе Ломжа. В 1903 году он вернулся на фабрику Лыжина и стал работать конторщиком, а затем с 1908 по 1914 год — конторщиком в Московской соединенной биржевой артели. В 1914 году Николай был призван в армию и прослужил до 1918 года в инженерном интендантстве в Москве; затем вернулся в Ивантеевку и занимался крестьянским хозяйством. С 1921 по 1930 год Николай Иванович работал конторщиком на разных фабриках в Ивантеевке. В 1930 году он попал в железнодорожную катастрофу и вследствие тяжелой травмы получил инвалидность.

Как член приходского совета, Николай Копнинский был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорен к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Скончался в Мариинском лагере в Кемеровской области 15 марта 1938 года.

Торжокское благочиние



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Теги:

Также в новостях



Лента новостей
Новости СМИ2